суббота, сентября 23, 2006

Что обещает Web 2.0

Интернет развивается. Тогда как одно время он использовался в основном как хранилище данных, сейчас World Wide Web превращается в нечто, более напоминающее гигантскую операционную систему, необъятную интерактивную платформу, в которой полновесные приложения выполняются в вашем браузере, а взаимодействие участников (сотрудничество - collaboration) происходит в реальном времени.

Новые технологии - и новые идеи - помогают придать интернету форму того, что некоторые называют Web 2.0. MySpace.com, ThinkFree.com и Digg.com являются представителями волны динамичексих сайтов, использующих преимущества новых моделей сотрудничества в полной мере. Вы легко размещаете на своём блоге сообщение с описанием меню вчерашнего ужина; вы легко публикуете сделанные в отпуске фотографии; вы легко делитесь своей рецензией с посетителями amazon.com. Современный веб значительно урощает совместный доступ к информации.

Кроме того, программное обеспечение, традиционно устанавливаемое с диска, грозит превратиться в анахронизм конца двадцатого века. В развивающемся интернете программное обеспечение становится услугой, а не набором продуктов - по аналогии с тем, как вы покупаете место в самолёте, а не весь самолёт.

"Ключом этой новой бизнес-модели является идея создания экосистемы, вливания в неё наряду с другими, предоставления услуг и контента, которые могут смешиваться", - говорит Дэвид Кирли, вице-президент по новым направлениям Gartner - фирмы по исследованию технологий.

Online-мир в ближайшем будущем обещает фундаментально изменить наше восприятие интернета от статического, двунаправленного инструмента для информации и коммерции в сторону разрастающегося, виртуального, глобального сообщества.

Сообщество Покорителей Контента

Некоторые из столпов Web 2.0 - социальные сети, генерируемый пользователями контент, и программное обеспечение как услуга (SaaS) - зиждятся на некоторых старейших ценностях веба. "В первые дни веба, а до него - интернета, это была очень сильная платформа для предоставления пользователям общего доступа к информации", - говорит Филипп Ивенс, первый вице-президент Boston Consulting Group.

Одной из основных причин существования интернета была возможность разделения информации и сотрудничества между исследователями. Множество первых сайтов были созданы с целью предоставить доступ к информации разного рода.

Затем пришёл техно-бум 1990-х - период, который может сравниться с Большим Взрывом. Казалось, что венчурный капитал льётся дождём, а количество сайтов возрастает практически мгновенно. Вдруг оказалось, что вселенная интернет, ориентированная на исследователей, приспособилась для других целей - таких как развлечения, электронная коммерция и online-знакомства.

"Контент - это король" - вы могли слышать это часто цитируемое в те дни изречение. Раздавался совместный клич больших корпораций типа Time-Warner и Viacom, которые - поскольку они владеют таким количеством контента - продавали идею, достаточно сильную для того, чтобы повернуть веб-трафик на себя.

Многие сайты того периода быстрого расширения становились независимыми издателями ипоставщиками контента. "В начальном вебе", - говорит Ивенс, - "бизнес модель была такой, что бизнес владеет всем". То был напор купить, поглотить и поставить свой лейбл, а сайты были похожи на города-лабиринты. На пути к чему-либо конкретному пользователи метались от прохода к проходу, подбирая и используя необходимое.

А потом Большой Взрыв обратился пшиком. Когда дот-комы начали становиться банкротами, веб-космос остался с огромным количеством пустого пространства. Но некоторые звёзды продолжали сиять.

Смысл Бизнеса

Пионер интернета Дейл Доггерти, соучредитель O'Reilly Media, говорят, первым использовал термин Web 2.0 для описания новой волны пользовательской деятельности, интерактивных технологий и бизнес-моделей. Кирли из Gartner говорит, что такие сайты, как eBay и Amazon.com - достойные ориентиры.

"Называете вы его 1.1 или 2.0, зависит от акцента и точки зрения", - говорит Ивенс из BCG. "Всё, что я могу подумать о Web 2.0, существует годами. eBay - это Web 2.0, но ему уже 10 лет".

Amazon.com, ebay и многие другие сайты объединяют свои сервисы и добавляют стоимость своим предложениям за счёт того, что предоставляют им пользователи. На eBay, например, все аукционы создаются исключительно пользователями. На Amazon отправляемые пользователями обзоры стали обычным и очень желательным свойством для посетителей сайта.

С такими технологиями, как RSS и Atom любой пользователь может свободно и без труда опубликовать на вебе текст или любую другую информацию. Блоги и wiki переписывают руководства по самовыражению и стремлению к знаниям.

Во всей истории никогда не было лучшего времени для того, чтобы любой мог поделиться своими комментариями по любому поводу с любым человеком. Всё это используется для болтовни, общения или публикации. Теперь всё это может быть объединено в поток выражения, подписаться на который может любой.

Тонкости

С точки зрения бизнеса, контент, генерируемый или комментируемый пользователем, имеет два очевидных и серьёзных преимущества: стоимость разработки большого количества часто изменяемого контента сводится к минимуму, и пользователи помогают распространять сведения о сайтах, предлагающих обратную связь.

Перед банкротством дот-комов многие веб-авантюры вряд ли выглядели чуть большим, чем рекламный плакат с прикреплённым урлом. Но сейчас, замечает Ивенс, новый веб предоставляет публике значительно больше ценных ресурсов - подход, который взвёл механизмы "очень-очень тонких бизнес-моделей" и благоприятствует их развитию.

Насколько тонки эти бизнес-модели? "Craigslist постепенно захватил большую порцию рынка классифицированной рекамы, но имеет что-то около 17 работников", - говорит Ивенс. (Кстати, в апреле этого года в craigslist.org работало 19 человек).

Но люди создают контент, делятся им, каталогизируют его с самого начала образования интернета. Почему так много сайтов, поощрявших соучастие, теперь преуспевают?

Ответ - пропускная способность. "Что-то вроде YouTube явно не могло работать раньше", - говорит Ивенс, ссылаясь на сайт, где пользователи делятся домашним видео и найденными фрагментами фильмов. Так же, пиринговые аудио-сети, подкастинг и фото-сайты испытывали бы разочарование без широкой доступности широкополосных сервисов. В 2001 году около 5 процентов взрослых американцев использовали дома широкополосный высокоскоростной доступ в интернет; в 2006 году таких - уже 42%, согласно Pew Internet & American Life Project.

Свободные Мыслители

Джонатан Кроу, директор по маркетингу в ThinkFree.com, согласен с тем, что пропускная способность является ключом успеха его компании. Хотя ThinkFree был основан в 1999, до 2005 года он не делал того, что делает сейчас - совместимого с Microsoft Office программного обеспечения для обработки текста, электронных таблиц и презентаций, которое работает оперативно прямо в браузере. ThinkFree позволяет вам выгрузить, редактировать, сохранить и загрузить документы в родных форматах.

"Сначала мы выпустили он-лайновую версию в 2000, но это оказалось невыполнимым", - говорит Кроу. Это стало возможным тогда, когда критическая масса пользователей получила широкую полосу, говорит он, так как до первого использования Java аплеты должны загрузиться на компьютер. Это занимает всего 30 секунд на DSL линии, но значительно дольше на диалапе.

Пропускная способность - это не единственная технологическая точка для сайтов типа ThinkFree. Его архитекторы, так же как и архитекторы других сайтов, несущих флаг Web 2.0, используют инструмент, называемый Ajax. Ajax предлагает высокий уровень интерактивности, приближающийся к свойственному настольным приложениям, но - в браузере. Один из трюков Ajax, например, это загрузить компоненты до того, как они понадобятся, так, что они становятся доступными сразу при необходимости, а не после ожидания очередной перезагрузки страницы.

Продолжающаяся разработка Java, гибкого программного языка, который так усилил веб, также была критичной для увеличения функциональности и стабильности приложений, предлагаемых ThinkFree, а также - для уменьшения времени загрузки.

Отделы Продаж (Sales Forces)

Веб-как-платформа поднимает планку ежедневно. Google Spreadsheets и Windows Live - среди наиболее видимых примеров. Хотя централизованные приложения похоже возвращают нас в дни "сервер - король, а клиент - пешка", такой пионер как Salesforce.com трактует их как часть движения к демократизации.

Основанный в 1999 Salesforce.com имеет одну из самых длинных историй по размещению бизнес приложений на основе подписки - для управления отношениями с клиентами, маркетинга. С 444000 подписчиков, компания обслуживает пользвателей на ходу. Её платформа AppExchange позволяет людям подписаться на любое из нескольких сотен приложений, некоторые из которых выгружены маленькими поставщиками, неспособными достичь большой аудитории самостоятельно.

Руководители Salesforce рассматривают SaaS как большой балансир для маленьких компаний. "10 лет назад", - говорит Адам Гросс, вице-президент Saleforce по развитию рынка, - "если вы - не в Fortune 100, вы не могли внедрить сложное программное обеспечение по управлению отношений с клиентами. Мы помогли радикально демократизировать бизнес-сервис".

Salesforce.com также соединяет утилиту по размещению приложения с преимуществами социальных сетей. Теперь вы можете сделать конференц-звонок из приложения Salesforce.com с использованием Skype.

Смешать части

Другой тип комбинации появился из тенденции пользователей веба разделять доступ к информации и смешивать её: смесь - вот, что вы получаете при интеграции различных наборов данных для создания новых услуг или продуктов.

В смеси информационный набор отображается на другой набор, как правило, на лету. Смеси изначально получили известность среди любителей музыки, так ди-джеи могут взять казалось бы несопоставимые дорожки различных исполнителей, эпох или жанров и скомбинировать их в удовлетворительную унифицированную композицию.

Теперь мощные бизнес-приложения начинают процесс гармонизации. Google Maps - излюбленная игровая площадка для предпринимателей-смесителей, создающих новые бизнесы, приращивая карты реального мира информацией о преступности, сдаче квартир и налогах. Ивенс из BCG считает информацию, поставляемую пользователями, такую как аннотации к контенту на YouTube, тоже своего рода смесью.

Trulia.com - вот что получается при смешивании с поисковым движком. На этом сайте вы ищете списки недвижимости, и выбранная вами собственность отображается как спутниковый снимок и карта от Google. Как и другие смеси, сайт разделяет доступ к информации между источниками, служит как веб платформа для исходного приложения и предоставляет уникальную ценность, которая может быть найдена в интернете.

Третий акт?

А будет ли Web 3.0? Существуют ли тенденции, сейчас скрытые в виртуальном буше, которые однажды оставят отпечаток, который будет признан следующим шагом в развитии интернета?

"Я не думаю, что это - конец веба", - говорит Кирли из Gartner. В этом аспекте следующая эволюция интернета будет "Вебом реального мира", которая будет характеризоваться сенсорными сетями, мобильными устройствами, чувствительными к местоположению, следящими чипами, информацией, чувстительной к контексту, и расширенным "семантическим вебом".

"Прямо сейчас веб сфокусироавн на совместном участии. С сетью реального мира придёт понимание его свойств", - говорит Кирли. Эта версия 3.0, с его точки зрения, может быть построена на 2-й версии с помощью персональных профилей, применимых по множеству сайтов, календарей, в которых врач делает вам назначения, основываясь на моделях поведения, и поиска, основанного на атрибутах, а не словах.

В любой экосистеме каждый участник сначала сражается на своей собственной беговой дорожке, а потом, в некоторое время, решает строить общество с другими. Веб 1.0 построил экосистему, и веб 2.0 приспосабливает её в качестве среды сотрудничества.

Возможно, если Кирли прав, третья версия позволит вебу осознать самого себя.

2 комментария:

Wit комментирует...

К сожалению, в этой статье слабо раскрыты обещания, которыми можно заинтересовать бизнес. Хотя, наверняка просто перечисление открывающихся перед малым и средним бизнесом перспектив будет достойно отдельной статьи.
Также здесь ничего не говорится о роли ПО BPM, однако, я думаю, мы можем представить её себе, дав волю фантазии, и - при этом - не сильно ошибиться.
Та роль в развитии Web 2.0, которая отводится в этой статье пропускной способности каналов подключения пользователей, с одной стороны, наводит на невесёлые мысли о перспективах на пост-советских просторах; но с другой стороны декларирует их - такую привлекательную! - неизбежность. То есть, прямо сейчас среди малого и среднего бизнеса вряд ли сыщется достойное упоминания количество представителей, готовых к получению услуг через веб по широким выделенным каналам. Но тот факт, что их число будет расти, лично у меня сомнений не вызывает. Более того, я уверен, что не за горами и взрыво-образный скачок числа подключений.

Wit комментирует...

Вот здесь - интересное исследование смесей как явления.