суббота, сентября 23, 2006

Конец старого доброго ПО

ПО-как-услуга быстро обернётся следующим витком развития, предоставляя пользователям доступ к приложениям типа "плати-пока-пользуешься" через интернет.

Это может показаться созвучным тому, что в течение многих лет предлагали поставщики услуг приложения (ASP - Application Service Provider). Но некоторые ключевые отличия, похоже, превращают потускневший бизнес по аутсорсингу пакетных приложений в зарождающуюся революцию ПО.

Microsoft, немного запоздав на вечеринку SaaS, сейчас прыгнула в бассейн с характерным фонтаном брызг. Business Week Online недавно цитировала внутренние записки от председателя Билла Гейтса: "Эта надвигающаяся волна сервисов будет чрезвычайно пробивной. Сервисы, спроектированные для масштабирования в пределах от десятков до сотен миллионов, радикально изменят природу и стоимость решений, поставляемых предприятиям и малому бизнесу".

Так что же делает SaaS настолько отличным от других и революционным? В основном, это - новая схема приобретения, которая меняет принципы выпуска ПО: Покупай сервис - то есть, аспекты бизнес логики и кода - не пакеты, которые традиционно увязывали множество соотносящихся функций. Вот некоторые из преимуществ:

  • Снижение стоимости за счёт освобождения ИТ от одноообразного обновления приложений, когда ожидается новый большой пересмотр, затем переобучение, нарушение бизнеса в ходе внедрения. С SaaS провайдер генерирует изменения когда угодно и делает их одновременно доступными для всех пользователей.
  • Сокращение пути на рынок: никаких серверов, этапов, сопровождения версий, повторного исследования вопросов безопасности или производительности, о которых нужно беспокоиться.
  • Снижение общей стоимости владения. Вместо того, чтобы оплачивать лицензирование и издержки по сопровождению пакета ПО, пользователи просто платят SaaS некоторую сумму за пользователя в месяц, а могут и вообще отказаться от сервиса.
SaaS нацелен (в конечном итоге) на интеграцию всех бизнес-приложений, от бухгалтерских и финансовых - до приложений управления цепочками поставок и управления маркетинговыми кампаниями. Пользователи из различных подразделений предприятия могут получать доступ к данным, размещённым друг у друга. Авторизованные пользователи, поставщики и потребители могут взаимодействовать, используя ПО, и даже проектируя его улучшения. Аналитики информируют о решениях на всех управленческих уровнях.

Покрывающая экосистема сервис-ориентированного планирования ресурсов предприятия движется в направлении возможности, называемой "смесью" - возможности комбинировать существующие приложения, получая совершенно новые.

AMR Research оценивает увеличение поступлений от услуг-по-требованию до 2 миллиардов долларов в 2006 году - с полутора в предыдущем. По-прежнему, это - всё-таки менее десяти процентов поступлений всей софтверной индустрии. Но растут они со скоростью 20 процентов в год.

Падший ангел Saas

Текущее любимое детище в мире SaaS - семилетний Salesforce.com. В фискальном году, закончившемся 30 апреля, фирма получила поступлений на 105 миллионов, продемонстрировав рост в 63 процента за год. Она обслуживает 444000 пользователей в 22700 пользовательских компаниях. Список пользователей включает Advanced Micro Devices, America Online, Dow Jones Newswires, Nokia и SunTrust. Salesforce обслуживает компании всех размеров, так что число пользователей в любой компании варьируется от одного до 75000. Некоторые имеют от 5 до десяти тысяч пользователей.

Salesforce предлагает свою платформу-по-требованию так, что пользователи могут использовать решение Salesforce по управлению отношениями с клиентами или построить полностью новые приложения по требованию. Последняя опция - одно из знаковых предложений компании - называется AppExchange.

Пользователи могут прийти на сайт и предоставить доступ к своим приложениям другим пользователям, "надёргать" нужное из разных приложений или готовых "смесей" и таким образом создать собственное приложение.

Например, в AppExchange сейчас доступна программа для обеспечения работы любой 24-часовой приватной клиники (медицинского учреждения), находящейся в любой точке мира, за одноразовый платёж в 1800 долларов; бесплатно - для неприбыльных или неправительственных организаций. Любой может улучшить или адаптировать её под свои требования, а эти изменения, в свою очередь, могут быть предоставлены в общее пользование.

В начале лета компания анонсировала другой "бантик" в AppExchange - OEM-редакцию, которая позволяет провайдерам услуг-по-требованию использовать платформу Salesforce.com для создания приложений, не привязанных ни к существующим приложениям компании, ни даже к CRM вообще.

Сколько поставщиков?

Некоторые поставщики обещают простые и удобные решения. Например, Sage Software, увязывает административные возможности с базовыми по управлению талантами. В то время, как другие сидят по тесным нишам и обещают легко увязать с систмами ERP от Oracle, PeopleSoft или SAP, или даже с системами бухгалтерского учёта.

Как можно догадаться, никто за Вас не ответит на вопрос "Какой из этих подходов лучше для моей компании?". В общем, компромисс находится где-то около интеграции и необходимости в глубоком наборе возможностей в отдельной области, такой как управление продажами.

Кроме того, существуют некоторые технические соглашения. Статья об управлении персоналом по интеграции систем управления человеческими ресурасми указывает, что сегодняшние системы ERP легче связывать вместе, чем предыдущие версии, но Newman Group - фирма по исследованию человеческих ресурсов - говорит, что все приложения для рекрутинга страдают от дыр, которые препятствуют массовым рассылкам предложений. Как и с системами управления отношениями с клиентами, большинство этих проблем вызваны нехваткой точных данных.

Комментариев нет: